МКОУ "ПИЛИГСКАЯ СОШ"
с Пилиг
  • Доступная среда

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН МУН

    ИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    « ПИЛИГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    pilig-70-70@mail.ru      https://s1plg.siteobr.ru/            тел. 89094817085__________________

    Доступная среда МКОУ « Пилигская СОШ

    Средства  обучения  и  воспитания,  в  том  числе приспособленные  для  использования  инвалидами  и  лицами  с ограниченными  возможностями  здоровья  Средства  обучения  и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет  обучающее  воздействие  (учебный  процесс).  К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры,  которые  используются  при решении  педагогических задач.  Они  обеспечивают  реализацию  принципа  наглядности  и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся 

    материал  в  форме  наблюдений  и  впечатлений  для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

    Реализовать  принцип  наглядности  в  обучении  помогают визуальные средства, так как более 80 % информации  учащиеся воспринимают  зрительно.  Используются  предметы  и  объекты природной  и  искусственной  среды:  карты,  схемы,  диаграммы, модели,  дорожные  знаки,  математические  символы,  наглядные пособия,  кинофильмы,  видеофильмы,  CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании нагляд

    ных средств соблюдается ряд  условий:  применяемая  наглядность  соответствует  возрасту учащихся; наглядность используется в меру и показывается только в соответствующий момент занятия или урока; четко выделяется главное,  существенное  при показе  иллюстраций;  детально продумываются  пояснения,  даваемые  в  ходе  демонстрации объектов;  демонстрируемая  наглядность  точно  согласована с содержание

    м материала, эстетически оформлена, хорошо видна с последней  парты,  привлекает самих  учащихся  к  нахождению желаемой  информации в наглядном пособии или демонстрационном  устройстве.  К  проведению  демонстраций предъявляют  следующие  требования:  демонстрируемые  на классной  доске  или  учительском  столе  предметы  должны  иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом  учащегося  к  демонстрационному  столу. Во  время демонстрации учитель выбирает позицию лицом к классу, чтобы видеть  реакцию  учащихся.  Количество  и  объем  демонстрации должен быть  оптимальным:  недостаток  наглядности  снижает качество  обучения,  а  избыток  наглядности  рассеивает  внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

    В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без  них  можно  обойтись  (провести  опыт  или наблюдения). Рационально  сочетается  компьютерная  техника,  ИКТ  с  другими средствами  обучения,  не преувеличивается  значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на  высокую  эффективность,  не  могут  заменить  живое  слово учителя,  общение,  недооценка  которых  может  привести  к сдерживанию развития  личности.  В  учреждении  используются средства обучения и воспитания:

    Печатные  (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);

    Визуальные (зрительные):  таблицы по истории, биологии, географии,  физик

    е,  математике,  русскому  языку,  английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;  карты по истории и географии;  картины по русскому языку, литературе; портреты по всем учебным предметам;  натуральные объекты по биологии; модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике,  начальным  классам; лабораторное  оборудование  по физике, химии, биологии.

    Механические визуальные приборы: Микроскоп

    Аудиальные (слуховые): магнитофоны;  музыкальный центр ; Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):  звуковые фильмы;

    Средства, автоматизирующие процесс обучения:  компьютеры; мультимедийное оборудование; интерактивная доска

    Словесные:

    учебники; художественная литература; словари; другая необходимая литература

    О средствах воспитания

    Традиционно  в  качестве  средств  воспитания рассматривают объекты

    материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспи

    тательных задач, соблюдая следующие условия:

    1)  с  данным  объектом  связана  информация,  необходимая  для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об  объекте  выделена  как  предмет  освоения  в  образной, нагляднодейственной  или  знаково-символьной  (устной или письменной)  форме;  3)  объект  вместе  со  своей  информацией включен  в  общение  и  совместную  деятельность  воспитателя  и воспитанников.

    1. Общение как средство воспитания

    а)  непосредственное,  в  форме  прямых  контактов  учителя  и обучаю

    щегося, индивидуальные беседы;

    б)  опосредованное,  проявляющееся  в  том,  что  педагог направляет  св

    ои  воздействия  не  на  воспитанника,  а  на  знания, которые  тот  должен  усвоить,  на  качества  личности,  которые  он должен  сформировать,  на  ценности,  в  которых  он  должен определенным  образом  сориентироваться.  классные  часы, школьные праздники и мероприятия.

    2. Учение как средство воспитания

    Учение  как  деятельность  ученика,  в  результате  которой  он усваивает

    знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих  воспитате

    льных  средств,  обеспечивая  целенаправленное формирование  отношения  ученика  к  предметам  и  явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы  учебной  работы,  личность  учителя,  его  отношение  к уч предмету и всему миру, а также обстановка в классе и шко

    ле. Эффективность       воспитательного       воздействия       учения значительно    повышается,    когда    на    уроке    практикуется    так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого   дети:   а)   выясняют   условия   совместного   выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают  успехи  каждого;  е)  утверждают  самооценки  членов группы;    е)    совместно    решают,    как    будут    отчитываться    о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

    Совместная  деятельность  школьников  становится продуктивной,  если 

    она  осуществляется  при  условии  включения каждого  ученика  в  решение  задач  в  начале  процесса  усвоения нового  предметного  содержания,  а  также при  активном  его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

    Личностно-развивающие  возможности  совместной  учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1)  в  ней  должны  быть  воплощены  отношения  ответственной зависимости; 2) она должна быть

    социально ценной, значимой и интересной  для  детей;  3)  социальная  роль  ребенка  в  процессе совместной  деятельности  и  функционирования  должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная  деятельность  должна  быть  эмоционально  насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других

    детей и «сорадованием» их успехам.

    3. Труд как средство воспитания

    Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что д

    остижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности 

    влечет  за  собой  появление  новых потребностей. Осуществляется через

    дежурство по классу, школе;  

    Эффективность       воспитательного       воздействия       учения значительно    повышается,    когда    на    уроке    практикуется    так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого   дети:   а)   выясняют   условия   совместного   выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают  успехи  каждого;  е)  утверждают  самооценки  членов группы;    е)    совместно    решают,    как    будут    отчитываться    о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

    Совместная  деятельность  школьников  становится продуктивной,  если 

    она  осуществляется  при  условии  включения каждого  ученика  в  решение  задач  в  начале  процесса  усвоения нового  предметного  содержания,  а  также при  активном  его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

    Личностно-развивающие  возможности  совместной  учебной деятельно

    сти школьников повышаются при следующих условиях: 1)  в  ней  должны  быть  воплощены  отношения  ответственной зависимости; 2) она должна бытьсоциально ценной, значимой и интересной  для  детей;  3)  социальная  роль  ребенка  в  процессе совместной  деятельности  и  функционирования  должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная  деятельность  должна  быть  эмоционально  насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других

    детей и «сорадованием» их успехам.

    3. Труд как средство воспитания

    Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет  за  собой  появление  новых потребностей. Осуществляется через дежурство по классу, школе; работа на субботнике;

    летняя трудовая практика;

    4. Игра как средство воспитания

    Используется  как  в  урочной  так  и  во  внеурочной  системе, организуется в форме проведения разного рода игр:

     организационно-деятельностные; соревновательные;  сюжетно-ролевые.

    Для   обеспечения   учебного   процесса   инвалидов   и   лиц   с ограниченными возможностями здоровья используются кабинеты, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами включающими  проектор,  экран, компьютер,    средства    усиления    звука.    Также    используются интерактивные доски и видеоувеличители.

    Воспитательная  работа  с  инвалидами  и  лицами  с ограниченными  возможностями  здоровья  осуществляется инклюзивно,  с  предоставлением  возможности  участия  во  всех школьных мероприятиях, направленных на развитие нравственноэстетического  и  патриотического  воспитания.  При необходимости оказываются волонтерская помощь и консультации специалистов.

    Директор МКОУ « Пилигская СОШ»                           Рамазанов С.М.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie